ДомойАналитикаВ чем спасение от «черного неба»?

В чем спасение от «черного неба»?

Каждый год с наступлением холодов Бишкек накрывает смог. С появлением дронов СМИ и блогеры стали снимать черный туман над столицей уже с высоты птичьего полета, нагоняя еще больше жути и раскрывая истинный масштаб угрозы.

ТЭЦ, печки, автомобили…

Причин его появления много. Дымит ТЭЦ, хотя там уверяют, что у них установлено современное оборудование, которое улавливает вредные вещества. Дымят автомобили, мусорный полигон, но, как утверждают экологи, ученые, больше всех дымят трубы домов частного сектора, которые в основном отапливаются  углем, а то и разными отходами, вплоть до резины. Предложений по решению проблемы достаточно: от перевода частного сектора на газовое отопление до строительства мусороперерабатывающего завода. Но по большому счету ничего конкретного и глобального против смога не предпринимается.

Разве что с ноября столичные власти начали проверять бани, сауны, пункты вулканизации, объясняют, предупреждают, чтобы их владельцы не сжигали резину, отходы швейного производства, мусор и так далее. Муниципальная инспекция по контролю за благоустройством мэрии Бишкека провела 13 рейдов. Правда, результаты не впечатляют: составлено 6 протоколов с общей суммой наложенных штрафов 37 тысяч 500 сомов. Свои рейды проводит и Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора. В одном из таких рейдов по проверке бань в жилмассиве «Ак-Ордо» вблизи  Бишкека  побывал и наш корреспондент.

— Мы обходим частные бани и объясняем их владельцам, чтобы те не сжигали синтетические вещи, отходы производства. Штрафовать их не можем, так как нет на то полномочий. Нас не включили в список контролирующих органов, — говорит инспектор Чуйского регионального управления Минприроды по Сокулукскому району Сайдылда Майрыков.

Но даже если бы и были у них такие полномочия, то вряд ли инспекторы физически успевали, потому как на весь Сокулукский район их всего двое. Поэтому до таких превентивных мер, как, например, контроль за процессом утилизации отходов швейных цехов, чтобы владельцы бань или граждане не могли брать их, и вовсе руки не дойдут.

Как рассказал айыл башчы 77 контура жилмассива «Ак-Ордо» Бактияр Аттокуров, уже два года они обходят дома и предупреждают жителей, чтобы они не сжигали отходы, резину и другие вредные вещества. И, по его словам, беседы дают результаты. Правда, как признались жители, уголь из Кара-Кечинского разреза плохого качества.

— Последний раз мы покупали его по 7 тысяч сомов за тонну. Качество не очень. Одной тонны в среднем хватает на две недели, вход в баню у нас 100 сомов, — говорит хозяйка одной из бань.

Простой экономический подсчет показывает, что  велик соблазн сжигать дешевое топливо: резину, отходы, мусор.

В декабре прошлого года заместитель председателя кабинета министров КР Бакыт Торобаев провел совещание по борьбе со смогом в крупных городах страны.  Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора сделало несколько предложений: например, оптимизировать  работу ТЭЦ, создать в Бишкеке «зеленые зоны», где будет ездить только транспорт, использующий электричество, отобрать 500 многоэтажных домов в одном из районов Бишкека, в которых надо установить наноприсадки. Подобная технология была апробирована в некоторых городах России, и ее использование способствовало снижению потери тепла до 40 процентов.   Для реализации этих планов ведомству необходимо $20 миллионов.

На наш запрос в Минприроды, как исполняется решение того совещания, с ответом пока не спешат.

Газ есть, но многим не по карману

В Кыргызско-Российском Славянском университете ученые создали передвижную лабораторию по изучению вредных выбросов. По словам одного из создателей лаборатории, кандидата географических наук Андрея Подрезова, еще в 2018 году в вузе была стационарная станция по контролю качества атмосферного воздуха.  Полученные тогда сведения позволили определить, что основной источник загрязнения — это частный сектор с его печным отоплением. Это подтверждает и нынешняя ситуация. Поэтому все чаще звучат доводы, что его надо переводить на газовое отопление.

По данным компании «Газпром Кыргызстан», с 2014 года предприятие газифицировало  27 жилмассивов столицы из 48. В планах провести газ еще в 9 новостроек в 2023 году.

Но, как рассказал на пресс-конференции заместитель директора компании по экономике и финансам Арзымат Алдаяров, большинство жителей, куда провели голубое топливо, используют его только для приготовления пищи. Как уверяют в «Газпроме», они продают газ населению по цене ниже себестоимости на 1,5 сома. За восемь лет деятельности в КР, им удалось снизить закупочную стоимость газа и сам тариф. Так, если в 2014 году 1000 кубометров газа стоили $295, то в 2022 году — $150.

— Тариф для населения у компании «Кыргызгаз» в 2014 году был $312 за 1 тысячу кубометров, а в 2023 году у «Газпрома» — $218, — сказал Арзымат Алдаяров.

Вместе с тем, газовое отопление дороже, чем угольное. Исходя из личного примера, могу сказать, что за газовое отопление в месяц приходится платить около 12 тысяч сомов. В ноябре, когда время от времени можно отключать отопление, за месяц набегало около 7-8 тысяч сомов. В итоге за отопительный сезон уходит около 50 тысяч сомов. Отопление углем дешевле примерно в два раза.

Чтобы как-то стимулировать жителей частного сектора к переходу на газовое отопление, Арзымат Алдаяров отметил, что они ведут переговоры с мэрией Бишкека о субсидировании при покупке газовых котлов, сооплаты счетов за голубое топливо для некоторых категорий абонентов.

Еще одно решение

На совещании с главами областных госадминистраций и органов местного самоуправления председатель кабмина Акылбек Жапаров дал несколько поручений, направленных на борьбу со смогом. В частности, он поручил рассмотреть вопрос о запрете передвижения транзитных грузовых машин днем, а иногородним водителям въезжать на своих авто по четным или нечетным дням недели. То есть, если номер машины начинается с четных чисел, то тогда ее пропустят в город по четным дням недели, если – с нечетных, то — по нечетным дням.

Но, как рассказали нашей газете в Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения Бишкека, пока какие-либо работы по ограничению въезда в столицу еще не начаты. И это поручение главы кабмина будет исполнено не скоро, поскольку есть проблемы. Например, если иногородние владельцы машины с четными номерами приедут в Бишкек в нечетный день недели, им нужно будет куда-то ставить свою машину. Для этого на въездах  в город необходимо будет организовывать большие парковки.

Суйунбек ШАМШИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Рекомендуемые

О НАС

Все права защищены: Сайт новое наблюдение шелкового пути / Телефон: +996 312 374609 |
Ведущее учреждение: ООО “Культурное развитие на Среднеазиатском шелковом пути” |
Адрес: Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Исанова, 172.
版权所有:丝路新观察网 / 电话咨询:+996 312 374609 | 主办单位:吉尔吉斯斯坦中亚丝路文化发展有限责任公司 |
地址:吉尔吉斯斯坦比什凯克市伊桑诺娃大街172号 |