20.1 C
Бишкек
Вторник, 18 июня, 2024
ДомойАналитикаКак цифровизация отразится на жизни кыргызстанцев? Интервью с главой Минцифры 

Как цифровизация отразится на жизни кыргызстанцев? Интервью с главой Минцифры 

Все больше продуктов масштабной цифровизации доступны для кыргызстанцев. Однако, как показывает опыт передовых стран, это еще не предел. Нужна ли стране цифровизация? В какие сферы жизни она проникнет и как отразится на жизни граждан?  На эти и другие вопросы ответила министр цифрового развития КР Нурия Кутнаева.

— Нурия Асылбековна, вы возглавили министерство в сентябре прошлого года. Что успели сделать с того времени?

— Работу мы начали, разумеется, не с нуля. Первые шаги по цифровизации в стране начались еще в 2014 году. Основная ее цель — упростить жизнь наших граждан и бизнеса, уменьшив бюрократию и затраты на госуслуги. Поэтому стремимся к тому, чтобы цифровые сервисы были доступны, понятны и бесплатны, чтобы уменьшить количество обращений в госорганы. Если люди меньше станут обращаться к чиновникам, это значит, что им не нужно бегать по кабинетам за справками, а госслужащие могут больше времени уделять важным делам. Но самое главное – процессы цифровой трансформации дают возможность отслеживания товаров, услуг и данных, что играет ключевую роль в увеличении доходов государственного бюджета.

Министерство работает по четырем направлениям: цифровизация, паспортная сфера, архивное дело и связь. Начнем с цифровизации. Чтобы получать цифровые услуги, гражданам необходимо идентифицироваться в цифровом мире, то есть подсказать информационным системам, что этот гражданин – Асанов Усен Асанович, а не Эшматов Акмат Эшматович. Эту функцию выполняют электронные подписи. При внедрении их была проделана большая работа. С сентября 2023 года появилась возможность получать облачные электронные подписи удаленно через приложение «Тундук», а потом и через мобильные приложения других коммерческих организаций. Это дало возможность нашим гражданам, в том числе и за рубежом, получать электронные услуги удаленно, не приезжая в Центр обслуживания населения (ЦОН) и не выходя из дома. Это дистанционное получение облачных электронных подписей, в том числе для жителей отдаленных регионов нашей страны и для наших соотечественников за рубежом, является большим шагом вперед. Если с 1 января 2022 года по 1 августа 2023 года было получено около 400 тыс. электронных подписей, то, начиная с сентября 2023 года и до мая этого, уже более 1 млн. граждан получили электронные подписи, причем подавляющее большинство из них (934 тысячи) – в удаленном (онлайн) режиме.

В мобильном приложении «Тундук» уже есть 8 документов: паспорт, свидетельство о рождении, в том числе и детей, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, техпаспорт, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение, свидетельство индивидуального предпринимателя.  У меня самой имеется 3 документа в приложении «Тундук», которые в качестве примера я периодически демонстрирую на различных международных форумах. Это зачастую вызывает удивление у представителей других стран, т.к. пока не везде это реализовано. Кыргызстанцам же теперь можно не возить с собой ряд документов, достаточно иметь приложение в телефоне с их цифровыми версиями.

Планируем внедрить еще больше цифровых документов и услуг и действовать по принципу «сначала цифровой формат» (пер.на англ. digital first). К примеру, сейчас вначале мы получаем паспорт в ЦОНе, и только потом он появляется в мобильном приложении в виде цифрового документа. Мы же хотим сделать наоборот, чтобы вначале паспорт появлялся именно в цифровом формате, и человеку даже не обязательно будет делать его в бумажном варианте.

Также в приложении «Тундук» есть информация по недвижимости и автотранспортным средствам, к примеру, совместно с Госагентством транспортных средств и водительского состава при кабмине мы внедрили функцию перерегистрации автомобиля. Но на осмотр нужно все-таки предоставить транспортное средство в соответствующее территориальное подразделение Госагентства по регистрации транспорта. Это пока первый этап, но вполне возможно, что в будущем госагентство пойдет еще дальше. Недавно совместно с госагентством по земельным ресурсам мы запустили перерегистрацию квартир. Но в связи с угрозой мошеннических действий пока оставили личное присутствие владельца квартиры на последнем этапе в «Кадастре». С помощью мобильного приложения «Тундук» можно подать заявку на регистрацию рождения ребенка и получение свидетельства о рождении, а также оформить заявку на получение единовременного пособия «Балага суйунчу».

— От граждан поступают замечания о том, что указаны неверные данные. Почему?

— Знаете, международный опыт показывает, что на первых этапах проблема данных в том, что они не всегда правильны. Информационные же системы создавались годами и есть случаи, когда информация была введена неправильно или вообще не введена. Поэтому мы в приложении «Тундук» сделали такой раздел, который называется «Мои данные указаны неправильно». Любой гражданин посредством этой функции может указать, что такие-то его данные написаны неверно. Эта информация уходит в тот госорган, который предоставил эти данные и отвечает за них.

— Люди жалуются на очереди в ЦОНах. Какая работа ведется, чтобы уменьшить их?

— Мы проанализировали, кто и с какой целью ходит в ЦОНы, и выяснили, что только за неделю во всех центрах было выдано 18 тысяч справок. Как оказалось, наши госорганы требуют от граждан принести им ту или иную справку, вместо того, чтобы самим воспользоваться системой межведомственного электронного взаимодействия «Тундук». Она и была внедрена для того, чтобы госслужащие могли напрямую направлять друг другу необходимую информацию. Проще говоря, мы заставили госорганы провести интеграцию между собой, а не отправлять людей в ЦОНы. И количество выдаваемых справок после этого уменьшилось вдвое. Кстати, недавно сотрудники нашего подведомственного госпредприятия «Инфоком» создали в мессенджере Телеграм чат-бот «Санарип-бот» (@infocom_kg_bot). Теперь все, у кого есть вопросы по услугам Минцифры, например, по паспортным услугам либо по получению электронной подписи, могут зайти и получить ответы уже там. Разделы постоянно дополняются.

Теперь относительно наших планов. Сейчас мы запустили пилотный проект по электронной очереди в 22 ЦОНах по всей стране, который скоро начнет работать и в мобильном приложении «Тундук». Дальше хотим соединить систему электронной очереди с другой системой KPI (с англ. key performance indicators, KPI — числовые показатели деятельности), которая оценивает работу операторов ЦОНов, чтобы узнать, насколько качественно оператор обслуживает граждан и сколько человек за день — 2, 30 или 100. В зависимости от этого будет зависеть его финансовое вознаграждение.

— Эта программа распространяется только на ЦОНы? В Центрах семейной медицины (далее – ЦСМ) тоже большие очереди.

— После апробирования системы планируем распространить опыт и в других госорганах. В век цифровизации это уже требование времени, и нам от этого никуда не деться, хотим мы или нет. Кстати, как известно, Минздрав тоже внедряет систему электронных очередей.

— Будут еще какие-то новые услуги в приложении «Тундук»?

— В ближайшее время появится возможность подачи онлайн-заявки на получение нового паспорта при его утере либо истечении срока действия. Планируем, внедрить и проактивные услуги: заранее будем оказывать услуги гражданину, даже если он еще не обратился за ними. Например, в семье родился ребенок, и мы сразу даем ему цифровое свидетельство о рождении с ПИНом. Истек срок паспорта, также заранее сообщаем гражданину об этом. Идея такая, что мы должны заранее продумать, какие у граждан могут быть жизненные ситуации. Функция по уведомлениям появится уже совсем скоро.

Одним словом, стараемся сделать так, чтобы граждане получали услуги посредством мобильного приложения.

Что касается архивной сферы, то сейчас разрабатываются цифровые решения для предоставления необходимой информации гражданам (например, для получения пенсии). Планируем закупить оборудование по оцифровке бумажных массивов и фото-видеофонда. Много времени и ресурсов сейчас тратится на то, чтобы госслужащие дублировали документы, передаваемые в цифровом формате, бумажными дубликатами.   Оказалось, что имеются нормативно-правовые акты, которые поручают госслужащим все делать в бумажном формате. Например, после подписания письма в системе электронного документооборота приходится подписывать письмо еще и в бумажном виде. Поэтому мы провели большую работу и запустили постановление, согласно ему из 700 видов документов убрали около 600 и оставили только 100, которые будут иметь бумажный дубликат, например, межправительственные или межведомственные соглашения и меморандумы пока будут оставаться на бумаге. Все остальные, включая письма, переписку, протоколы госорганов, будут уходить в цифровой формат.

Теперь относительно связи. Как известно, реализация многих задач невозможна без качественного интернета. В Кыргызстане покрытие мобильной связью составляет 98, но что касается оптоволоконных сетей, то здесь раньше были проблемы. В прошлом году по всей республике было проложено 2 тысячи км волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) для получения широкополосного интернета. До конца года планируем проложить еще 500 км. Кроме этого, соединяем все социальные объекты, включая ФАПы, больницы, школы, айыл окмоту и так далее. Это позволит связать все регионы страны высокоскоростным интернетом.

Хочу подчеркнуть, что цифровизация — это не только мобильные приложения и прокладка ВОЛС, это еще и вычислительные мощности, а проще говоря, сервера, и в целом – центры обработки данных, где они хранятся. Поэтому наша команда создает Государственный центр обработки данных (ЦОД) для всех государственных органов. Плюс к этому по требованию правил кибербезопасности будет создан резервный центр обработки данных. Планируем завершить первый этап работ до конца этого года.

— Когда примут Цифровой кодекс и есть ли в нем потребность?

— Работа по Цифровому кодексу идет с 2019 года. Он крайне необходим, поскольку технологии невозможно регулировать по-прежнему, то есть административный метод регулирования уже не работает. В современном мире на первый план выходят данные. Поэтому логика Цифрового кодекса заключается в регулировании всего жизненного цикла данных – с момента их появления до их повторного использования и обработки.

— Что изменится для граждан страны?

 — Есть много хороших изменений. К примеру, для операторов связи поменяются правила лицензирования, т.е. очень сильно упрощены все административные процедуры по регулированию телеком-сектора. Теперь мы создаем больше возможностей для того, чтобы либерально и конкурентно создавать условия для его развития. По защите персональных данных вводятся определенные новшества, например, при утечке персональных данных предполагается возмещение ущерба каждому гражданину персонально. Отдельно оговариваются нормы по защите данных детей, что является абсолютно новым подходом.

Также будут узаконены правила относительно таких новых инновационных технологий, как искусственный интеллект или большие данные. В Цифровом кодексе регулируется только искусственный интеллект, который может причинить вред или является опасным. Есть четыре направления, в соответствии с которыми мы вводим регулирование, и в большей степени это связано с защитой национальной безопасности, прав человека и окружающей среды. В этом случае в отношении дипфейков (англ. deepfake — это видеоролики, изображения или аудиозаписи, созданные с помощью искусственного интеллекта)  в Цифровом кодексе прописано, что запрещаются разработка и использование искусственного интеллекта, которые направлены на противоправную деятельность.

—  Минцифры сотрудничает со странами ЦА и Китаем?

— Безусловно, изучаем международный опыт, например, по системе межведомственного взаимодействия переняли эстонский опыт. Все изучили, развернули у себя, проверили и потом уже сами какие-то вещи доработали. Что касается Китая, то опыт этой страны нам тоже интересен, и речь не только о технологиях. Нам также интересен законодательный опыт в этой сфере. В конце прошлого года мы подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области цифровизации с Центром продвижения промышленного интернета «Шелкового пути». Также делимся опытом со своими коллегами из стран ЦА, которые и к нам приезжают чему-то поучиться.

Хочу отметить, что в нашем регионе Кыргызстан по цифровизации находится на хорошем уровне, но хотим двигаться дальше — в сторону управления на основе данных, «бигдата» и искусственный интеллект — это наши приоритетные стратегические направления. Например, по развитию кыргызского языка в цифровом пространстве при помощи искусственного интеллекта. Год назад кабмин закупил суперкомпьютер, чтобы «дать звучание» кыргызскому языку в киберпространстве. Как вы знаете, сейчас в мире между странами идет гонка по развитию искусственного интеллекта. И Кыргызстану необходимо не только не отставать от других, но и с учетом того, что никто не будет заниматься развитием наших языковых моделей, прилагать еще больше усилий для достижения результатов в этой сфере.

Автор: Бакыт Басарбек

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии