21.1 C
Бишкек
Суббота, 13 июля, 2024
ДомойАналитикаКитай и страны Центральной Азии с нетерпением ожидают дальнейшего развития сотрудничества в...

Китай и страны Центральной Азии с нетерпением ожидают дальнейшего развития сотрудничества в рамках «Пояса и пути»

16 мая 2023 года, Сиань, Китай. Пресс-центр саммита «Китай — Центральная Азия». /Фото: Синьхуа/

В 2013 году была выдвинута инициатива о совместном строительстве «Экономического пояса Шелкового пути». За прошедшие годы Китай прилагал совместные со странами Центральной Азии усилия по продвижению всестороннего возрождения Великого Шелкового пути, развитию ориентирующегося на будущее сотрудничества и выводу межгосударственных отношений в новую эпоху.

В 2022 году шесть стран объявили о создании сообщества с единой судьбой Китай — Центральная Азия. В мае 2023 года успешно прошел саммит «Китай — Центральная Азия», на котором был намечен план дальнейшего развития отношений. Плодотворное сотрудничество в рамках инициативы «Пояс и путь» вселяет в нас уверенность в ее будущем.

13 сентября 2022 года, Астана. Ветряные турбины Жанатасской ВЭС в Казахстане. /Фото: Синьхуа/

Содействие экономическому развитию

14 декабря 2009 года главы Китая, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана совместно открыли задвижку газопровода Китай — Центральная Азия. Это первый трансграничный газопровод Китая, который стал одним из ключевых энергетических проектов в рамках инициативы «Пояс и путь». Благодаря сотрудничеству с Китаем страны Центральной Азии также интегрируются в огромный энергетический рынок.

На фоне растущей тенденции энергетического перехода многие китайские предприятия инвестировали в сектор новых источников энергии Казахстана в рамках инициативы «Пояс и путь». Такие энергетические проекты, как Жанатасская ВЭС и Тургусунская ГЭС, реализованные китайскими компаниями за счет китайских инвестиций, внесли эффективный вклад в переход Казахстана к низкоуглеродной энергетике.

За последние годы Кыргызстан и Китай достигли больших результатов в сфере развития дорожной сети в рамках инициативы «Пояс и путь». Как заявил заместитель министра транспорта и коммуникаций Кыргызстана Акуналы Досалиев, речь идет о реконструкции автомобильных дорог Север — Юг, Бишкек — Кара-Балта, Ош — Сары-Таш — Иркештам, Бишкек — Нарын — Торугарт, а также о проектах ремонта дорог в Бишкеке. Эти проекты имеют большое значение для Кыргызстана.

Заведующий лабораторией антропологии и конфликтологии Института перспективных международных исследований Университета мировой экономики и дипломатии Узбекистана Азамат Сеитов считает, что инициатива «Пояс и путь» является новым двигателем мирового развития, стимулом процветания экономик стран, участвующих в строительстве «Пояса и пути», и важной платформой не только для экономического развития, но и для культурного просвещения всех стран.

По его словам, для стран Центральной Азии реализация этой программы предоставила огромный шанс для дальнейшего развития экономики, в частности укрепления региональной и международной интеграции, расширения масштабов торговли, эксплуатации транспортно-коммуникационных коридоров и усиления культурно-гуманитарных связей.

27 февраля 2016 года, Ташкент. Поезд подъезжает к тоннелю на железнодорожной линии «Ангрен-Пап». /Фото: Синьхуа/

Повышение благосостояния местных жителей

Совместное строительство «Пояса и пути» не только стимулировало экономическое развитие заинтересованных стран, но и повысило благосостояние местного населения.

В Таджикистане, известном как «Страна высоких гор», из-за холодных зим раньше были большие проблемы с электроснабжением. Энергетические объекты, построенные китайской компанией TBEA, изменили ситуацию и обеспечили теплом и электричеством 400 тыс. местных жителей.

Столица Казахстана Астана окружена степями, поэтому зима здесь холодная и ветреная. Засоленная земля в этом регионе затрудняет посадку ветрозащитных насаждений. Синьцзянский институт экологии и географии при Академии наук Китая /АНК/ в сотрудничестве с Казахским агротехническим университетом имени Сакена Сейфуллина и другими учреждениями вывел сорта саженцев, способные адаптироваться к местным условиям, а также изменил рельеф местности, чтобы облегчить рост лесов. Все это помогло построить экологический защитный барьер для казахстанского мегаполиса, который смягчил воздействие порывистых степных ветров.

Кыргызстан известен как «Водонапорная башня Центральной Азии». Страна богата водными ресурсами, но в сфере снабжения питьевой водой имеются проблемы. В сельской местности люди часто берут воду непосредственно из рек, что приводит к увеличению заболеваемости гепатитом, брюшным тифом и малярией. Для решения этой проблемы специалисты Синьцзянского института экологии и географии при АНК специально для Кыргызстана разработали станции очистки воды на основе мембранной технологии. На сегодняшний день в стране работают 11 таких установок, они имеются в каждом регионе, обеспечивая чистой питьевой водой около 20 тыс. человек.

В 2016 году благодаря совместным усилиям работников China Railway Tunnel Group и Узбекских железных дорог после трех лет строительства был введен в эксплуатацию Камчикский тоннель протяженностью 19,2 км. Тоннель, самый длинный в своем роде в Центральной Азии, проходит через семь геологических разломов. Он значительно сократил путь между Ташкентом и Ферганской областью и улучшил условия передвижения местных жителей.

22 сентября 2023 года, Хива, Узбекистан. Город Хива после реставрационных работ. /Фото: Синьхуа/

Сближение сердец народов

16 сентября 2023 года в Бишкеке официально стартовала акция «Экспресс здоровья». Целью благотворительного проекта «Экспресс здоровья» является проведение бесплатных операций по удалению катаракты в странах «Пояса и пути». Акция уже прошла в Шри-Ланке, Мьянме, Пакистане, Узбекистане и Вьетнаме, и во всех странах она получила положительный отклик. Проект стал прекрасным примером сближения народов в рамках инициативы «Пояс и путь».

В рамках китайской инициативы реализованы значимые проекты и в культурно-гуманитарной сфере. Одно из ярких свидетельств — китайско-узбекские совместные реставрационные работы в городе Хива, который считается жемчужиной не только Центральной Азии, но и всего Востока. Сегодня Хива расцветает с каждым днем. Свой вклад в это внесли и китайские специалисты, участвовавшие в совместном реставрационном проекте в Ичан-Кале — обнесенной стенами внутренней части Хивы.

Туркменистан объявил 14 декабря «Днем работников нефтегазовой промышленности и геологии», поскольку в этот день был официально запущен газопровод «Китай — Центральная Азия».

На банкноте Таджикистана номиналом 200 сомони нарисовано великолепное здание — Национальная библиотека Таджикистана. Оно построено китайской компанией и пользуется большой популярностью среди местных жителей, а также является символом дружбы между Китаем и Таджикистаном.

1 апреля 2023 года, Душанбе. Национальная библиотека Таджикистана, построенная китайской компанией. /Фото: Синьхуа/

Сегодня взаимовыгодное сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии в рамках «Пояса и пути» продолжает развиваться.

Транстяньшаньское шоссе Китай — Кыргызстан — Узбекистан, автодорога Китай — Таджикистан вдоль Памирского нагорья, китайско-казахстанский трубопровод через пустыню, газопровод Китай — Центральная Азия — современные «шелковые пути». Регулярные железнодорожные экспрессы, курсирующие между КНР и Европой, потоки грузовых автомобилей, прямые воздушные рейсы — современные караваны. Деловые предприниматели, борющиеся с ковидом медики, дружественные деятели культуры, прибывающие по обмену студенты — посланники дружбы нашего времени.

Когда-то Китай и страны Центральной Азии вместе пользовались плодами процветания древнего Шелкового пути. Сегодня они, опираясь на инициативу «Пояс и путь», стремятся к достижению высококачественного обоюдного выигрыша и построению сообщества с единой судьбой для человечества.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии