-0.9 C
Бишкек
Воскресенье, 19 января, 2025

Отечественные эксперты уверены, что эффект от интеграции Кыргызстана с ЕАЭС и ЕС возможен в тесном сопряжении с другим важным проектом – «Одни пояс – один путь». Именно его реализация принесет Кыргызстану особые выгоды, заинтересован в подобном сопряжение с ЕАЭС и ЕС в рамках нашей республики и Китай.

Важным направлением внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, которое представляется, как возможность построить независимую от западных стран систему управления своим экономическим развитием, является расширение масштабов сотрудничества с Китаем, прежде всего, через сопряжение евразийской интеграции с китайской инициативой «Один пояс – один путь». Такое мнение на круглом столе «Значение для Кыргызстана экономического партнерства ЕАЭС и ЕС» высказали многие отечественные эксперты. Организаторами мероприятия выступил Общественный фонд «Евразийское поколение».

Так, по словам модератора круглого стола, политолога Игоря Шестакова, углубление взаимодействия в этих направлениях должно принести республике экономическую выгоду.

— Несмотря на возникшие между ЕАЭС и ЕС по политическим причинам проблемы, 2018 и 2019 годы показали хорошие результаты и стали весьма успешными в плане торгово-экономического сотрудничества между Евразийским и Европейским союзами. Такое партнерство открывает перед Кыргызстаном хорошие экономические перспективы. Мы производим экологически чистую продукцию, которая, несмотря на высокую конкуренцию, весьма востребована и на евразийском, и на европейском рынках. Можно ожидать получения выгоды и от реализации проекта «Один пояс – один путь». Я возлагаю надежды, прежде всего, на реализацию проекта по строительству железной дороги Кыргызстан – Узбекистан – Китай, которая может открыть еще одно направление для наших экспортеров, — отметил Игорь Шестаков.

Сравнивая свой практический опыт профессионального взаимодействия, как с ЕЭК, так и со структурами ЕС, экс-замминистра экономики КР, экономист Эльдар Абакиров пришел к выводу, что у ЕАЭС меньше возможностей для решения конфликтов и споров внутри союза.

— Ощутимый результат в разрешении конфликта с казахской стороной дало лишь обращение Кыргызстана во Всемирную торговую организацию. Никак не реагируя на попытки Кыргызстана решить ситуацию через суд ЕАЭС, Казахстан сразу отреагировал, когда мы подали жалобу в ВТО. Казахская сторона попросила отозвать жалобу и села за стол переговоров. Но проблема остается до сих пор, поэтому нам надо либо призвать участников евразийской интеграции соблюдать правила союза, либо принять другое решение. То, что наша экономика неразрывно связана с российской экономикой, неоспоримо, но существующие в рамках интеграции проблемы негативно влияют на наше производство, потому что казахи останавливают не только грузы, которые идут из Китая, но и фуры с кыргызскими товарами. Такие проблемы сильно тормозят нашу экономику, — подчеркнул экономист.

А вот экономист Кубат Умурзаков считает, что 6-7 лет – это вообще очень маленький срок для развития интеграционного проекта, а в случае с ЕАЭС его создание и первые годы существования еще и совпали по времени с политическим и экономическим кризисами, а также с пандемией.

— Наше интеграционное объединение испытывало серьезные удары на протяжении всех лет своего существования. Тем не менее, мы продолжаем существовать, уверен, развитие будет продолжаться, но нужно преодолевать барьеры. Сейчас функции ЕЭК ограничены, и предложение наделить комиссию правом применять санкции к нарушителям – это хорошая идея, но насколько она реализуема, пока не понятно. В ЕАЭС есть правило консенсуса при принятии тех или иных решений, и тот же Казахстан сто раз подумает, давать ли комиссии право применять санкции против себя. Я думаю, что если такое решение и будет принято, то не скоро, — считает экономист.

А вот Евразийский институт развития, по его мнению, будет создан в обозримой перспективе.

— С его созданием будут связаны интересы, прежде всего, Кыргызстана и Армении, как наиболее слабых членов союза. Европейский институт развития, который собственно и стал прототипом нашей инициативы, используются для поддержки слабых членов Евросоюза, — сказал Кубат Умурзаков.

За пять с лишним лет, что Кыргызстан является членом ЕАЭС, у нас так и не устранены внутренние барьеры.

— Например, чтобы отправить груз, экспортеру требуется от трех до семи дней на оформление документов, — сказала председатель Ассоциации экспортеров и импортеров «Кыргызлэнд» Ленара Ниязбекова. — Эта волокита, которая мешает бизнесу. Сколько лет мы говорили про лаборатории для сельхозпродукции, но их у нас до сих пор нет. У нас элементарно нет системы экспорта, которая необходима, чтобы Кыргызстан стал полноценным субъектом интеграции. Мы столкнулись с тем, что у нас перевозка товаров по железной дороге в 20 с лишним раз дороже, чем в Казахстане. Эти проблемы не решаются, но при этом наши чиновники любят говорить о барьерах в ЕАЭС и других внешних препятствиях. Сейчас все проблемы сваливают на коронавирус, забывая, что любой кризис – это новые возможности, — подчеркнула предприниматель.

По ее мнению, Кыргызстан обладает большим потенциалом, который не реализуется ввиду существования серых схем в экономике, в которых участвуют отдельные высокопоставленные чиновники.

— Мы требуем от нынешней власти создать благоприятную площадку для бизнеса. Нам нужно устранить барьеры внутри страны, чтобы стать полноценным игроком в интеграционных процессах и получать выгоду от участия в евразийском объединении и других международных проектах, — добавила Ленара Ниязбекова.

Замминистра экономики и коммерции КР Эльдар Алишеров подтвердил, что реализация проекта по строительству железной дороги нашла отражение в стратегии развития Кыргызстана до 2026 года.

— Подписаны наши внутренние договоренности по сопряжению нашей стратегии развития с инициативой «Один пояс – один путь», а также по локализации производственных сил на этом направлении и диверсификации экспортно-импортных процессов с учетом того, что после пандемии наши импортные потоки сократились по количеству и растянулись по времени, поэтому мы развиваем использование других маршрутов. Все эти вопросы будут внедрены в наши планы по реализации стратегии развития, — рассказал чиновник.

Он подчеркнул значимость для Кыргызстана участия в ЕАЭС, отметив, что рынок союза является основным потребителем продукции кыргызских производителей. Между тем, власти республики, по словам чиновника, нацелены выходить на новые рынки. Так, Евросоюз рассматривается, как направление экспорта золотых ювелирных изделий.

— Горнорудное сырье, в котором большой удельный вес составляло золото, и раньше уходило в основном в ЕС. Сейчас мы планируем оставлять больше добавленной стоимости у себя, поэтому будем изготавливать из нашего золота ювелирные изделия на экспорт. «Кумтор» уже заключил несколько договоренностей с частными компаниями для развития ювелирной отрасли, — сообщил замминистра.

Чиновник также напомнил, что КР входит в список стран, которые пользуются преференциями ЕС по линии ВСП+, благодаря чему обнулены пошлины на 6 тысяч товаров. Однако многие из производителей не могут исполнить требования по европейским техническим регламентам, поэтому Кыргызстан не использует льготный режим на полную мощность.

Говоря о значении для Кыргызстана экономического партнерства ЕАЭС и ЕС, Эльдар Алишеров обратил внимание, что со странами центральноазиатского региона европейцы работают отдельно – в рамках основанного в 2007 году формата «Евросоюз + ЦА». Очевидно, главной целью данного проекта было вытеснить страны региона из сферы влияния России, ставя перед ними принципиальные условия. Однако такой подход оказался неэффективным, и в 2019 году ЕС принял новую стратегию по Центральной Азии.

— На данный момент основной посыл Европейского союза заключается в том, что будет не эксклюзивное сотрудничество со странами Центральной Азии. Перед ними не будет, как раньше, ставиться выбор – ЕАЭС или Евросоюз. Основные направления сотрудничества: безопасность региона, диверсификация экономики и развитие демократического пути через призму развития гражданского общества и парламентаризма. Еще одна точка стратегии направлена на подключение Афганистана к проектам ЦА, — отметил чиновник.

Сотрудник Института исследований экономической политики при Министерстве экономики КР Нургуль Акимова отметила, что ЕАЭС, Евросоюз и китайская инициатива «Один пояс – один путь» так или иначе пересекаются, но имеют разные цели и уровень развития в Кыргызстане. Например, для участия в проекте Китая республике нужно развивать индустриальные парки, чтобы обеспечить транзитные партнерские отношения.

Евразийская интеграция – вторая в мире после европейской. Для Евросоюза ЕАЭС – это третий после США и Китая торговый партнер, который осуществляет в основном поставки энергоносителей из России и частично из Казахстана, сырье и продукцию с добавленной стоимостью, пояснил известный экономист Кубат Рахимов.

— Несмотря на это, после 2014 года, то есть, после Майдана и Крыма, хотя представители ЕЭК и продолжают регулярно бывать на всех мероприятиях в ЕС, Евросоюз не признает международную правосубъектность Евразийского экономического союза, — подчеркнул экономист.

Однако он не видит в этом большой проблемы, будучи уверенным, что при прагматичном подходе ЕАЭС имеет все шансы стать успешным интеграционным проектом.

— ЕАЭС с точки зрения интеграции – это в первую очередь Таможенный союз, и во вторых, – союз технических регламентов, 85 которых совпадают с европейскими. Это большой плюс. Я согласен с главным экономистом Евразийского банка развития Евгением Винокуровым, что для своей успешности Евразийский экономический союз должен стоять на плечах гигантов – Евросоюза и Китая. Наш ВВП 2 трлн долларов, у ЕС – 18, у Китая – 13, и если отбросить крайности политической риторики, при том, что политической интеграции у нас, к сожалению, нет, мы можем последовательно занимать новые ниши, помимо углеводородных и ядерных сырьевых. Не надо бояться выходить на рынок высококвалифицированной рабочей силы, на обмен инвестициями и технологиями, и тогда партнерство станет возможным, — уверен Кубат Рахимов.

Примечательно, что все эксперты, участвовавшие в круглом столе, сошлись в едином мнении, что перспективы сопряжения и партнерства Евразийского экономического союза с Европейским союзом и китайским проектом «Один пояс – один путь» могут стать одним из пунктов евразийской повестки в 2022 году.

Автор: Анастасия БОРИСОВА

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярные

Комментарии