Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан является стратегическим решением, принятым правительствами трех стран для содействия региональной взаимосвязанности, процветанию и стабильности. Об этом говорится в его поздравительном письме по случаю церемонии запуска строительства железной дороги, сообщает Синьхуа.
Отметив, что строительство отражает общее стремление трех стран открыть этот стратегический коридор, Си Цзиньпин сказал, что церемония знаменует переход от концепции к реализации проекта — важный шаг к его завершению и эксплуатации.
Председатель КНР подчеркнул необходимость тесного сотрудничества между профильными ведомствами и предприятиями трех стран для обеспечения высоких стандартов и качественного прогресса в строительстве железной дороги.
Си Цзиньпин заявил, что следует приложить усилия для превращения железной дороги в новый демонстрационный проект сотрудничества в рамках «Пояса и пути», чтобы внести больший вклад в социально-экономическое развитие и повышение благосостояния народов в регионе, где она будет проложена, и придать новый импульс для построения более тесного китайско-центральноазиатского сообщества единой судьбы.
Научный сотрудник Института Азиатско-Тихоокеанского региона и глобальной стратегии Академии общественных наук Китая Чжун Фэйтэн считает, что проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан проявил жизнеспособность инициативы «Пояс и путь» и сыграет важную роль в укреплении региональной взаимосвязанности между Европой и Азией. «Проект продемонстрировал готовность Китая согласовывать свое развитие с интересами других стран и достичь взаимной выгоды и совместного выигрыша за счет расширения открытости», — резюмировал он.
Одна из целей проекта — улучшить жизнь людей
Мавлюда Осмонова, президент компании «Атаман» Кыргызстан:
— Старт строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, который дал наш президент, заложив первый камень в основание масштабного регионального проекта, – это историческое событие для Кыргызстана. Дорога имеет огромное не только региональное, но и международное значение.
Как гражданин Кыргызстана, как предприниматель, считаю, железная дорога усилит роль Кыргызстана и всей Центральной Азии в глобальных цепочках поставок и будет способствовать развитию более тесных экономических связей, торговли, позволит повысить статус и роль региона в структуре развития мировой экономики. И, конечно, укрепит культурные связи между нами всеми и Китаем. Этот проект однозначно принесет мир и развитие во всем регионе. А это – главное для всех стран ЦА, и не только для стран-участниц проекта.
Если посмотреть на текущую ситуацию в мире, то из-за различных конфликтов и санкций, закрываются привычные торговые пути, а железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, наоборот, открывает новые возможности в сфере транспорта и логистики.
Значительное положительное влияние окажет железная дорога и на жизнь людей в странах и регионах вдоль маршрута. Ее открытие приведет к созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры, улучшению экономической ситуации и увеличению бюджетов в странах вдоль маршрута. А у простых граждан появятся постоянные источники доходов. А это одна из главных целей проекта — улучшить жизнь людей.
Благодаря взаимодействию с Китаем у стран ЦА появятся большие возможности в области строительства инфраструктуры. Китай сегодня является одним из мировых лидеров по развитию железных дорог, а также в разработке и внедрении новых современных технологий в области инфраструктурного строительства. Много крупных проектов Китай уже реализовал и реализует не только в Центральной Азии, но во многих странах мира. Благодаря внедрению современных технологий, которые использует Китай, другие страны получают не только экономические выгоды, но и успешно решают проблемы в сфере экологии.
Вместе преодолеем сложные перевалы и построим дорогу
Бакыт Бакетаев, политолог:
— Сотрудничество трех государств по реализации этого, пожалуй, самого масштабного проекта в нашем регионе в рамках инициативы «Один пояс — один путь» повысит ее статус и значимость.
Дорога начинается в Кашгаре СУАР, входит в Кыргызстан через перевал Торугарт, затем идет на запад до пограничного города Кыргызстана — Джалал-Абада и заканчивается в восточном городе Узбекистана — Андижан. Общая ее протяженность составляет 525,94 километра, из них 158 километров — в Китае, 304,94 километра — в Кыргызстане, 63 километра — в Узбекистане. Проектная скорость – 120 километров в час. Имеются 20 станций, в том числе пограничные станции Торугарт и Джалал-Абад, а также перегрузочная станция Макмал.
Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан проходит через множество горных хребтов и водных систем с общим наклоном местности с востока на запад, резкими подъемами и спусками, с такими суровыми природно-климатическими условиями, как высокогорное плато, низкие температуры, сложные погодные условия, с такими геологическими рисками, как высокая сейсмическая активность, высокое напряжение грунта и вечная мерзлота. Все это делает строительство проекта чрезвычайно сложным.
Согласно проекту, на территории Кыргызстана необходимо построить 27 новых туннелей протяженностью 103,86 километра, что составляет 34 процента от общей протяженности пути. По участкам проходки туннелей имеются такие неблагоприятные геологические факторы, как активные разломы, высотные выбросы горных пород, значительная деформация мягких пород и расширяющиеся скальные породы. По всему пути есть три крупных туннеля протяженностью более 10 километров. Среди них самый длинный — Казарманский протяженностью 13,14 км, что увеличивает сложность и масштаб проекта.
На территории Кыргызстана предстоит построить еще 46 новых мостов, общая протяженность которых составляет 15,08 километра, что составляет 4,9 процента от общего пути. Их строительство сопряжено с такими трудностями, как большие пролеты, высокие опоры. Среди них самая высокая опора моста через реку Кок-Арт составляет 122 метра, что эквивалентно высоте 43-этажного здания и является одним из ключевых объектов всей линии. Общая протяженность мостов и туннелей составляет 118,94 км, что занимает 39 процентов от длины всей линии.
Но дорога сулит и большие перспективы. Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан интегрирует Центральную Азию в мировую торговлю, улучшит транспортные сети, рабочие места, усилит экономические связи и сделает Кыргызстан ключевым транзитным хабом. Что, безусловно, не замедлит сказаться на качественном экономическом и социальном развитии региона и придаст новый импульс повышению благосостояния людей во всех странах. Образно говоря, у Кыргызстана и Узбекистана откроется второе дыхание, как у спортсменов на длинной дистанции к победе.
Знаковый проект инициативы «Один пояс — один путь»
Токтогул Какчекеев, политолог, председатель Совета ветеранов войны, Вооруженных сил, труда, правоохранительных органов и тружеников тыла Кыргызстана:
— Церемония запуска проекта железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан знаменует собой значительный прогресс в уже проведенных работах по этому проекту и закладывает прочную основу для скорейшего начала строительства.
Строительство железной дороги принесет стабильность, процветание и развитие не только странам-участникам проекта, но и многим другим государствам. Железная дорога будет проходить по маршруту Великого Шелкового пути, который издревле связывал Восток и Запад. Благодаря данному маршруту народы обменивались не только товарами, но и перенимали культуру, знания, технологии и традиции друг друга. И в наши дни эта дорога, которая пройдет через территории трёх стран, позволит странам Центральной Азии улучшить экспортно-импортные операции с Поднебесной, активизирует интеграционные процессы в рамках Шёлкового пути ШОС.
На мой взгляд, железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан вообще является знаковым проектом сотрудничества трех стран в области совместного строительства «Пояса и пути». А также важной составной частью южного транспортного коридора сети маршрутов международных железнодорожных грузоперевозок Китай-Европа и имеет большое практическое значение для укрепления взаимосвязанности транспортной инфраструктуры между Китаем и Центральной Азией.
Безусловно, авторы этого проекта рассматривали и его социальную значимость для населения. Во-первых, во время строительства железной дороги, а позже и для ее обслуживания потребуется большое количество рабочей силы, что повысит доходы местных жителей, будет стимулировать рост потребления и непосредственно создаст десятки тысяч рабочих мест. А во-вторых, с вводом в эксплуатацию железной дороги такие отрасли, как логистика, торговля и производство, получат выгоду, а в долгосрочной перспективе и туризм также станет точкой роста. То есть для предпринимателей нашей страны открываются большие перспективы.